Сделать стартовой |  Добавить в Избранное
Главная > Контрольная деятельность > Рекомендации по работе с объектами
РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросу исполнения в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) договоров купли-продажи имущества, приобретенного из государственной собственности за одну базовую величину
Государственный комитет по имуществу (далее – Госкомимущество) на основании пункта 2 статьи 69 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“ по результатам рассмотрения обращений о возврате имущества, ранее приобретенного из государственной собственности на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, в рамках дел об экономической несостоятельности (банкротстве) разъясняет следующее.
Пунктом 23 Положения о порядке распоряжения государственным имуществом, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 (далее – Положение), предусмотрен запрет на отчуждение и залог объектов, приобретенных за одну базовую величину, до выполнения покупателем условий договора купли-продажи.
При этом каких-либо исключений для процедур экономической несостоятельности (банкротства) Положение не содержит.
Справочно. Подпунктом 6.20 пункта 6 ранее действующего Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 ”О порядке распоряжения государственным имуществом“ (далее – Указ № 294) был предусмотрен запрет только на отчуждение таких объектов.
Таким образом, под запретом, установленном пунктом 23 Положения, понимается запрет, в том числе и в случае, если в отношении собственника такого имущества возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
В силу статьи 170 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) сделка, совершение которой запрещено законодательством, ничтожна.
С учетом изложенного, по мнению Госкомимущества, в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) имущество, приобретенное на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, в случае неисполнения условий такого аукциона не может быть продано на торгах и подлежит возврату в государственную собственность, в том числе в судебном порядке.
При этом если покупателем с учетом отсутствующего ранее запрета (когда имущество отчуждалось на основании Указа № 294) такое имущество было передано в залог, то в случае его возврата в судебном порядке такой залог прекращается на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 345-З ”Об ипотеке“.
Справочно. Ипотека прекращается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Беларусь для прекращения обязательств, в том числе в случае иного правомерного принудительного изъятия имущества, являющегося предметом ипотеки, у залогодателя.
Действие абзаца седьмого подпункта 14.2 пункта 14 Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 ”О распоряжении государственным имуществом“ (далее – Указ № 169) также не распространяется на имущество, ранее проданное на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, так как оно продано и уже не является имуществом, находящимся в государственной собственности.
Государственные органы в соответствии с пунктом 25 Положения обязаны контролировать исполнение предусмотренных договорами купли-продажи обязательств, в том числе условий аукциона с начальной ценой, равной одной базовой величине. В случае их невыполнения договор считается невыполненным и имеются основания для его расторжения и возврата имущества в государственную собственность по его фактическому состоянию с учетом условий, предусмотренных договором купли-продажи.
Также подлежат взысканию штрафные санкции за невыполнение установленных договором условий на основании пункта 24 Положения (в Указе № 294 такие санкции были предусмотрены пунктом 8).
Частью первой статьи 108 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З ”Об экономической несостоятельности (банкротстве)“ определено, что управляющий вправе исполнить обязательства должника, в отношении которого открыто конкурсное производство, или отказаться от исполнения его обязательств в порядке, установленном указанной статьей и гражданским законодательством.
Если временный (антикризисный) управляющий отказывается исполнять обязательства по договору либо на дату открытия конкурсного производства срок обязательств наступил, на практике государственные органы, государственные организации, осуществляющие контроль за совершением и исполнением сделок по распоряжению государственным имуществом, обращаются в суд с иском о расторжении договора и возврате имущества в государственную собственность, либо расторгают этот договор по соглашению сторон.
Принятие таких мер необходимо для предотвращения создания условий по использованию процедур банкротства с целью уклонения от выполнения обязательств в отношении имущества, приобретенного из государственной собственности на аукционе за одну базовую величину.
Дополнительно отмечаем, что в рассматриваемых случаях имущество не приобретается, а возвращается в государственную собственность. Соответственно нормы подпункта 2.2 пункта 2, подпункта 3.4 пункта 3 и подпункта 4.3 пункта 4 Указа № 169, а также соответствующие пункты решений местных Советов депутатов в отношении имущества, находящегося в коммунальной собственности, в таких случаях не применяются.
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
  Рекомендации по работе с объектами

  Результаты работы отдела контрольной деятельности

01.03.2013
Совместный спецпроект Витебского областного территориального комитета государственного имущества и газеты "Гостиный двор" - "РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ. ВИТЕБСКИЙ РЕГИОН"

читать далее
Div-Vitebsk